Образовательный и воспитательный потенциал УМК К.И.КАуфман, М.Кауфман "Happy English.ru" (выступление на Всероссийской конференции учителей английского языка в г. Обнинске).

Презентация выступления 
(скачать)

             Важным моментом для повышения эффективности обучения иностранному языку для учителя является отбор содержания обучения и выбор соответствующего  УМК.                                                    

           «Happy English.ru» обратил на себя внимание своей необычностью. Авторы УМК максимально использовали возможный потенциал способов и средств, способствующих формированию и развитию у учащихся учебной мотивации, делающих процесс обучения более действенным, соответствующим реальным условиям сохранения интереса детей к изучению английского языка, оставляя при этом возможность учителю для собственной фантазии и творчества.

                    В учебно-методическом журнале издательства «Титул» регулярно появлялись статьи об особенностях работы по УМК «Happy English.ru» первых лет обучения языку. Учебник, созданный для массовой общеобразовательной школы, завоевал популярность. И уже сегодня можно говорить о конкретных результатах и достижениях учащихся, поделиться опытом и впечатлениями.

                   Четыре года мои восьмиклассники шагают по страницам учебника вместе с его главными героями, путешествуют во времени, учатся в английской школе, присутствуют на футбольном матче, принимают участие в ночных экскурсиях в музеях, посещают долину  таинственную долину Солсбери, обсуждают особенности культуры и быта родной страны и страны изучаемого языка. Структура и содержание УМК для 8 класса существенно отличается от УМК предыдущих лет обучения и поэтому  мне бы хотелось остановиться на этом более подробно.  

         Особенностью УМК для 8 класса является его  информационно-коммуникативная направленность. Данный  УМК соответствует

жизненным потребностям ученика, так как сегодняшний школьник будет жить в новом мире, отличительными чертами которого будут динамизм, быстрорастущий темп перемен, затрагивающий различные сферы жизни, интеграция различных областей жизнедеятельности, взаимопроникновение мировых культур, глобализация мира.

                  В условиях жизни завтрашнего дня именно информационная компетенция будет залогом успешной самореализации в различных сферах общения. Прежде всего, мы должны научить наших детей уметь ориентироваться в огромном потоке поступающей информации, отбирать и использовать необходимые факты, мнения, суждения, мыслить самостоятельно, иметь своё мнение и уметь его аргументировать, вырабатывать уверенность в своих силах и трезво оценивать свои реальные возможности.

                   Задачи, поставленные перед УМК  «Happy English.ru» для 8 класса, реализуются авторами посредством использования различных способов и приемов, направленных на формирование у учащихся навыков самостоятельного поиска  необходимой информации в разных источниках для решения предлагаемой коммуникативной  задачи. Успешное выполнение задания зависит от  умения пользоваться несколькими видами чтения.

                В начале учебника авторы знакомят учащихся с тремя стратегиями чтения, доступно объясняя назначение каждого из них  (стр.5-6) и помещают памятки-инструкции, содержащие  алгоритм работы с текстом в нужном режиме. В  качестве домашнего задания учащимся предлагается закрепить полученную на уроке  информацию о разных видах чтения и попытаться использовать её на практике. (стр.8)

               Обучение различным стратегиям чтения и формирование навыков в данном виде речевой деятельности продолжается  в течение всего учебного года. (Стр.140,107,158)Работа над текстами сопровождается заданиями, активизирующими самостоятельность поиска путей их выполнения, развивающими когнитивные и познавательные способности.

            В учебнике представлены тексты различные по своему объёму и содержанию. По сравнению с учебником 7 класса усложняется язык текстов, они имеют более серьёзный информативный характер, расширяют и углубляют знания учащихся по различным темам гуманитарного и негуманитарного циклов, эрудицию и кругозор, формируют социокультурную компетенцию (стр.128,61,117).

         Знакомство с культурой, историей, бытом страны изучаемого языка происходит в сопоставлении  с культурными и историческими особенностями родной страны. Содержательная часть учебника и обсуждаемые темы интересны и актуальны для учащихся данного возраста.     

                Ежегодно мы проводим опросы  учащихся, анкетирование с целью выявления степени влияния выбранного нами УМК на формирование устойчивой учебной мотивации по предмету. В диагностическом исследовании принимают участие учащиеся двух  8 классов, которые изучают английский язык по данному  УМК четвёртый год.

             В своих отзывах об учебнике большинство ребят пишут, что им нравится работать с текстами, представленными в учебнике. Из них  они узнают много нового и интересного. По мнению ребят, некоторые тексты содержат информацию, известную им, так как она изучалась на уроках по другим предметам учебного цикла. С  такими текстами легко работать, потому что можно догадаться, о чём идёт речь ( стр.128).

          Особый интерес вызывают тексты, в которых говорится о фактах, рассказывается о  малоизвестных событиях в мировой истории ( стр.129).

        Ребята с интересом по-прежнему  следят за развитием  сюжета, приключениями главных героев Миши, Марка и Роба, их путешествием по России, Англии. В диалогах главные герои регулярно обмениваются информацией об особенностях жизни и быта своих стран. В  отличие от текстов диалоги носят не только информационный характер, но и содержат  лексико-грамматические конструкции, которые могут быть использованы в различных ситуациях учебного и реального общения.     

              В УМК для 8 класса продолжается  знакомство с событиями в истории Англии, спецификой развития английского языка и формирования английской культуры в период с 12 по 16 век. Художественные тексты под общим названием « The ring  of the Druids  «  являются удачной находкой авторов. Второй год ребята с интересом следят за событиями далёкой исторической эпохи, вместе с представителями клана Маквизодов противостоят жизненным трудностям, сочувствуют и сопереживают героям, испытывают вместе с ними эмоциональные потрясения и разделяют радостные моменты.

                Объём текстов  и обилие незнакомой лексики не пугают ребят, т.к. процесс чтения настолько  увлекает, что они не замечают, как быстро проходит время, и какое количество, раз  они обратились за помощью к словарю.

               В отличие от УМК предыдущих лет, где грамматика представлялась  в образах и игровых ситуациях, в учебнике 8 класса используется более традиционный подход к объяснению и отработке грамматического материала. По мнению ребят,  предъявление грамматики на русском языке помогает им лучше понять и усвоить  грамматические особенности английского языка. Объяснение грамматических явлений представлено в сопоставлении с родным языком, обращается внимание на наличие сходства или различий в грамматических конструкциях двух языков ( стр.130, 112).

              В курсе 8 класса вводится и отрабатывается сложная для понимания и усвоения носителями русского языка тема « Пассивный залог». Материал просто и доступно систематизирован в таблице (112) , в рабочих тетрадях представлено достаточное количество  тренировочных упражнений, расположенных  в порядке возрастания сложности. Как считают учащиеся, такой способ предъявления и отработки, трудных для них английских грамматических конструкций помог им разобраться в сложной на их взгляд теме и успешно выполнить  контрольные задания в конце  изученного раздела.

                Отработка временных форм пассивного залога ведётся не только на уровне тренировочных упражнений. На протяжении нескольких разделов конструкции с пассивным залогом включены в учебные тексты. Таким образом, учащиеся имеют  дополнительную возможность  идентифицировать новые языковые образцы в текстах различных жанров и потренироваться в поиске эквивалентных  предложений в родном языке.

                Традиционно последние уроки каждого раздела посвящены обобщению и активизации изученного языкового и речевого материала и его творческому использованию. Спектр творческих заданий расширяется. В данном курсе к проектным работам добавляется новый вид работы – ролевая игра. Ролевые игры сопровождаются подробно составленными ролевыми карточками для всех участников игры.

                 Честно говоря, мой первый опыт подготовки и проведения ролевой игры «  Why English is so popular? « вызывал неоднозначные чувства тревоги и волнения и множество вопросов. Как  правильно распределить роли при наличии учащихся разного уровня подготовки и мотивации? Справятся ли с заданиями?  Отнесутся ли к подготовке ответственно? Понравится ли ребятам участвовать в ролевой игре?  Накануне урока на всякий случай дала учащимся установку: успех игры зависит от качественной и ответственной подготовки к игре каждого участника, т.к. работает команда и будет ли результат положительным или отрицательным, определяет каждый член этой команды.

                К моему удивлению, подготовились все, каждый в силу своих возможностей и способностей. Некоторые испытывали страх и неловкость, волнение, боязнь сделать ошибку. Самая трудная роль канадского журналиста  досталась учащимся с хорошим уровнем  знания английского языка. Однако  успех исполнения этой роли зависел не только от  уровня владения языком, но и от наличия у учащихся таких качеств, как артистизм, раскрепощенность, организаторские навыки, коммуникативность.

                   Первый опыт организации ролевой игры не разочаровал  ни меня как учителя, ни моих учеников. После урока мы обменялись впечатлениями. Как оказалось, ребята испытывали  чувство волнения и ответственности, чувствовали напряжение на протяжении урока, т.к. психологически не готовы к общению на иностранном языке, испытывали дискомфорт. Однако это не повлияло на общее впечатление от  проведённой игры, и учащиеся ушли с урока с чувством самоудовлетворения.

                  На мой взгляд, удачным и оригинальным, нестандартным способом повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка является приём, использованный авторами в разделе № 4 уроки № 1,2 (стр.84) Совершенно неожиданно  перед глазами учащихся возник заголовок: «Don`t  learn English!».  На лицах появились улыбки, что за интригующий  и странный призыв? Это серьёзно? А что будет дальше? А дальше с увлечением и интересом выясняли,  каким образом изучение английского языка может разрушить жизнь.

               В рубрике «Homework» учащиеся познакомились  с  некоторыми из мотивов изучения английского языка и продолжили обсуждать эту тему на следующем  уроке. Учащимся было предложено заполнить анкету «Разноуровневая мотивация изучения английского языка».

              Анализ результатов анкетирования показал, что у школьников  внутренняя мотивация преобладает над внешней. У всех учащихся присутствует мотивация, связанная с перспективным развитием личности, т.е. они, осознают, что знание языка обязательно пригодится им в жизни. Многие учащиеся интересуются английским языком, потому что им нравится переводить тексты и ощущать успех в учении, им хочется научиться писать  письма на английском языке.

                 В своих отзывах об учебнике некоторые ученики отмечают, что у них возникают проблемы с выбором соответствующего значения слова  в англо-русских словарях при переводе текстов на русский язык. С  целью помочь учащимся в решении  обозначенной проблемы в учебнике 8 класса вводится рубрика Verb activator , в которой учащиеся знакомятся с фразовыми глаголами. Таким образом, формируются  элементарные навыки работы со словарём, обращается внимание на объём лексического значения, сочетания слов, которые могут не совпадать в родном и английском языка (стр.88).  Употребление фразовых глаголов отрабатывается в упражнениях, представленных в рабочих тетрадях  и нестандартных заданиях в учебнике (стр.48, 88)

                    Несмотря на то, что обучение навыкам аудирования  организовано с  первого года изучения английского языка  большинство учащихся испытывают трудности в восприятии английской речи на слух, отмечают слишком быстрый темп  речи.

                Многократное прослушивание не даёт положительного результата. Поэтому иногда приходится брать книгу для учителя   и читать текст, чтобы учащиеся имели возможность выполнить задания.           

                  Учитывая возрастные особенности учащихся 8 класса авторы, не  использовали в  уроках стихи и песни, как один из способов активизации лексико-грамматического материала. Ребята обратили внимание на их отсутствие и с ностальгией вспоминают предыдущие годы обучения, т.к. песни оживляли уроки, облегчали запоминание лексико-грамматических конструкций.

                Таким образом, УМК «Happy English.ru»  обеспечивает достаточно высокий образовательный и воспитательный потенциал уроков английского языка. Он не только содержит  учебные материалы для изучения языка, но и обучает технологиям учения, т.е. источникам и способам самостоятельной работы с информацией по интересующим вопросам. Доступность и посильность задани