Главная » Статьи » Мои статьи

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Внимание! Чтобы просмотреть слайд-шоу с субтитрами, нажмите на знак + и наведите курсор на слайд.


                                                    Здоровье не всё, но без здоровья – ничто. Сократ.

    Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала.

    Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.
Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Интересным и полезным в этом отношении стало знакомство с опытом работы наших зарубежных коллег на педагогических сайтах в Интернете. Организация уроков обучения второму языку проходит с привлечением большого количества active songs and games, fingerplays, role plays, chants. Мы считаем целесообразным процитировать их мнение о вышеперечисленных видах учебной деятельности:

    When children repeat fingerplays and rhymes, they are learning and practicing many important language skills: building vocabulary, rhyming, rhythm, memory, matching words with actions - just to name a few. Verses can also help develop children's muscle coordination and listening skills as well as strengthen children's understanding of concepts such as counting, colors, and spatial positioning (up, down, behind, etc.). In this collection, we have included fingerplays with a variety of concepts and movements. We have also included some suggestions for related activities. Children learn best when they can experience or practice new concepts in several different ways. We hope these fingerplays and verses will become favorite ( http://www.nncc.org/Literacy/fingplus.html).

    Использование данных способов и приёмов на уроках дают возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока. Однако реализовать модель урока с активной динамической нагрузкой в условиях современной общеобразовательной школы в полном объёме практически нереально.

    Причины: государственные программы, регламентирующие учебный материал, сложившийся стереотип поведения учителя, количество учебных часов по предмету. Но можно попытаться частично позаимствовать опыт иностранных коллег и по мере возможности использовать инновационные комбинации дополнительных технических средств, вариационных методик для реализации образовательного и динамического компонентов и релаксационных пауз, учитывая специфические особенности отечественного образования. Компоненты комплексной модели урока, способствующие решению задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся: n положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха); n самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение); n гимнастика: пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения. упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям);

  • физкультминутка, динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
  •  смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д., направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
  •  игра, игровые моменты (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);
  •   оптимальный темп ведения урока;
  •  подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);
  •  нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;
  •  чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных рабочих плоскостей;
  •  нетрадиционная система опроса;
  •   музыкальное сопровождение;
  •   групповой метод обучения.
     Большинство перечисленных компонентов можно использовать на всех этапах обучения языку и наши отечественные коллеги, без сомнения, применяют их на практике по мере возможности. В данной статье мы более подробно познакомим с приёмом использования пальчиковых игр на уроках английского языка в начальной школе. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.
     Обратимся ещё к одному положительному аспекту динамических пауз в форме пальчиковых игр. Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положительного фона учебной деятельности и совершенствованию коммуникативных навыков Приведём несколько примеров пальчиковых игр.  

  .             
                                                         
                                                
Happy Family

Ten little boys can stand up straight,
Ten little boys can make a gate,
Ten little boys can make a ring,
Ten little boys can bow to the king,
Ten little boys can dance all the day,
Ten little boys can now hide away.


 В английском материнском фольклоре каждый палец руки, как уважающий себя джентльмен, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности. Petter-Pointer — Питер-указка (указательный палец).

Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец).
Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный).
Baby-Small — Малютка (мизинчик).
Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец). Во многих пальчиковых играх пальцы по очереди выкликаются по именам. Эти игры преследуют задачу заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев.

 Petter-Pointer, Petter-Pointer,
Where are you?
Here are I am, here are I am.
How do you do?


 На слова третьей строки палец «выскакивает» из кулачка (кулачок к тому же может быть спрятан за спиной) и кланяется (сгибаются две фаланги). На слова последней строки движение можно изменить: палец наклоняется вперед, не сгибаясь.
Движения каждого пальца в отдельности могут чередоваться с движениями всех пальцев. Обычно это «танец», когда все пальчики руки произвольно и активно шевелятся.

 Dance Petter-Pointer (little finger), dance!
Dance Petter-Pointer (little finger), dance! Шевелится и сгибается указательный палец. Dance the merry men around,
Dance the merry men around, Кулачок раскрывается, и «танцуют» все пальцы руки. But Tommy-Thumb can dance alone,
But Tommy-Thumb can dance alone.


 Пальцы сжимаются в кулачок, и двигается только большой палец — сгибается, вращается, наклоняется то вправо, то влево.
И так для каждого пальца по очереди. Игру можно повторять несколько раз: сначала для пальцев правой руки, потом — для пальцев левой руки, в конце концов — для пальцев обеих рук. Можно играть во все убыстряющемся темпе, пока пальцы не перестанут успевать двигаться в ритм тексту и дети не начнут смеяться.
Часто пальцы руки представляются веселой семейкой. Тогда за каждым закреплен определенный статус.
                                                      


This is the father, so strong and stout,
This is the mother with children all about,
This is the brother so tall you see,
This is the sister with her dolly on her knee,
This is the baby still to grow,
And this is the family, all in row.


 A Family Fingerplay

 This is a family (hold up one hand, fingers spread)
Let's count them and see,
How many there are,
And who they can be
( count 1, 2, 3, 4, 5)
This is the mother ( touch pointer finger )
Who loves everyone
And this is the father
( touch big finger)
Who is lots of fun.
This is my sister
( touch ring finger )
She helps and she plays,
And this is the baby ( touch little finger )
He's growing each day.
But who is this one?
( touch thumb )
He's out there alone,
Why it's Jackie, the dog,
And he's chewing a bone
( wiggle thumb)

 Fun finger play

Put your hands into fists and then put them up in front of you
Finger family up
(put your fingers up)
and finger family down ( curl your fingers down again)
Finger family dancing (stick your fingers up again and wiggle them around)
All around the town
Dance them on your shoulders,
( make your fingers dance in the appropriate places)
Dance them on your head
Dance them on your knees
and tuck them into bed
(curl your fingers into a fist again and place them into your lap).

 Pairs

Two things make a pair. (hold up two fingers.)
                                          
And on me, I’ll show you where. (point to self.)
                                                                                            
I have two ears, and I have two eyes. (point to ear and eyes.)
Both are important to make me wise!

I have two holes in my nose. (point to nose.)
                                          
That lets me smell a beautiful rose. (pretend to smell a rose.)
                                                  
I have two hands that clap a beat. (clap hands to underlined words.)
                                                  
I have two feet that are really neat! (jump when saying the word neat!)
   
                                                

Five little gentlemen
Going for a walk.
Five little gentlemen Stop for a talk.
Along came five ladies

They stood all together (5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать).
And they began to dance.

Fox in a Box

I saw a little fox (hold up two fingers walking in air.)
climb into a box. (put fingers in opening of other hand.)
I saw a large ox (hold hand as a fist.)
sit on a mailbox. (place fist on other hand.)

Zebras in a Zoo

Five zebras in a zoo (wiggle five fingers.)
The first one said, "I need new shoes.” (touch thumb.)
The second said, "I do, too!” (touch index finger.)
The third one said, "My name is Sue.” (touch middle finger.)
The fourth one said, "It’s nice to meet you.” (shake ring finger with other hand as if shaking hands.)
The Fifth one said, "How do you do?” (wiggle little finger.)

Two little black birds

Two little black birds
Sitting on the wall,
(hold up one finger of each hand)
One named Peter,
The other named Paul.
Fly away Peter!
(put a hand behind your back)
Fly away, Paul! (put the other hand behind you back)
Come back, Peter! (bring the first hand from behind your back)
Come back, Paul! (bring the second hand from behind your back)
(читайте субтитры к слайдам)


Ostrich

An ostrich has two long legs (hold up 2 fingers.)
and can lay many large eggs. (touch together index fingers and thumb for large egg.)
She’s the largest of all the birds, (hold hands up high like wings.)
And she can’t fly. Isn’t that absurd? (put hands on hips.)



Five Fingers

I have five fingers on each hand. (show each hand.)
I like to put them in the sand. (wiggle all fingers.)
When I hide my thumb just so, (bend thumbs back.)
There’s only four that I can show. (show four fingers on each hand.)

 Bug

Finger play 1, 2, 3 ( hold up fingers)
There is a bug on me! (point to shoulder)
Where did it go? ( brush off)
I don't know ( shrug shoulder and look really puzzled)

 Five Little Sparrows

Five little sparrows high in a tree (hold one hand up)
The first one said, "Whom do I see?" (point to thumb)
The second one said, "I see the street." (pointer finger)
The third one said, "And seeds to eat." (middle finger)
The fourth one said, "The seeds are wheat." (ring finger)
The fifth one said, "Tweet, tweet, tweet." (little finger)

Five little kittens

Five little kittens standing in a row (hold up 5 fingers)
They nod their heads to the children so (bend fingers)
They run to the left, they run to the right (run fingers to the left and then to the right)
They stand up and stretch in the bright sunlight (stretch fingers out tall)
Along comes a dog who's in for some fun (hold up one finger from opposite hand)
MEOW! See those little kittens run (let fingers run)

Five Little Puppies

Five little puppies were playing in the sun.
(hold up hand fingers extended)
This one saw a rabbit, and he began to run. (bend down first finger)
This one saw a butterfly and he began to race. (bend down second finger)
This one saw a cat and he began to chase. (bend down third finger)
This one tried to catch his tail and he went round and round. (bend down fourth finger)

 


Успешность применения пальчиковой гимнастики на уроках зависит от её разнообразия и качественных характеристик. Грамотно подобранные динамические паузы, смысловое содержание которых соответствует теме урока, становятся его органичной частью и способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала. Креативность и педагогическое мастерство педагога умелый подбор и неоднократное в те­чение урока включение в структуру учебной деятельности соответст­вующих игровых движений, сопровождае­мых речью, способствует повышению инте­реса детей к учебному материалу, позитив­ному комплексному воздействию на разные сферы детей, сохранению и укреплению их физического и психического здоровья.

 
ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

www.youthonline.ca/toddlers/finger plays/index.shtml - 16k
http://www.nncc.org/Curriculum/fingerplay.html
http://www.nncc.org/Literacy/fingplus.html
http://www.songsforteaching.com/fingerplays/index.htm
http://www.preschoolrainbow.org/preschool-rhymes.htm
http://www.englishforkids.ru

 ЛИТЕРАТУРА:

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.-С.175.
 И.Б.Малюкова Необходимость формирования у педагогов дошкольного, начального школьного и коррекционного профиля умений к динамической и эмоциональной иллюстрации учебного материала как здоровьесберегающего фактора
 Сотникова Е.Н., Селиванова Е.Б., Васильева Р.А., Ушакова Т.И., Кожевникова М.А.. Евдокимова М.Н., Виноградова Е.А. Общеобразовательный урок с активной динамической нагрузкой Центр образования № 1998 «Лукоморье» ЮОУО, Южное окружное управление образования МДО








Категория: Мои статьи | Добавил: smartsquirrel (04.04.2011)
Просмотров: 27624 | Рейтинг: 5.0/1