Английский язык
 
Цели обучения ИЯ

 Развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которую составляют:

  • речевая компетенция (коммуникативные умения в 4 основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме);
  • языковая компетенция (овладение новыми языковыми средствами);
  • социокультурная (межкультурная) компетенция (приобщение к культуре страны изучаемого языка);
  • компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств);учебно-познавательная компетенция (развитие общих и специальных учебных умений).
 Развитие личности и формирование особой внутренней позиции учащегося посредством реализации воспитательного потенциала ИЯ:
  • формирование у учащегося потребности в изучении ИЯ и овладение им как средством общения, самореализации и социальной адаптации в условиях глобализации;
  • формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
  • стремление к овладению основами мировой культуры;
  • осознание вести здоровый образ жизни

Основные компоненты содержания обучения ИЯ
 
  • 1. Предметное содержание речи (тематика курса).
  • 2. Виды речевой деятельности (коммуникативные умения в области говорения, аудирования, чтения и письма).
  • 3. Языковые знания и навыки (орфографическая, фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи).
  • 4. Социокультурные знания и навыки (приобщение к культуре страны изучаемого языка).
  • 5. Учебно-познавательные и компенсаторные умения (общеучебные умения: работа с информацией, специальные предметные умения: работа с двуязычным словарем).
 
Тенденции в обучении ИЯ

  • Усиление вариативности обучения ИЯ, т. е. возможность выбора школы и выбора УМК, методов и технологий обучения и контроля.
  • Поликультурность и языковой плюрализм, т. е. расширение спектра изучаемых языков.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса обучения ИЯ, т. е. создание условий для проявления способностей каждого учащегося, учет его интересов и личного опыта, обеспечение мотивации обучения.
  • Открытость, т. е. доступность образования, прозрачность методов обучения и контроля.
  • Автономия, т. е умение работать самостоятельно, используя различные стратегии изучения ИЯ: проектные технологии, дневники, языковые портфели.
  • Интегративность и комплексность, т. е. интеграция дисциплин и методов обучения для удовлетворения потребности учащихся в получении целостного восприятия мира.
  • Увеличение использования ИКТ, как на уроках, так и самостоятельно, что способствует развитию автономии учащихся, овладению ИЯ на более высоком уровне.
Освоение инновационного опыта у тех школ, где уже существуют экспериментальные языковые площадки (вариативность технологий обучения, раннее языковое образование и др.).

Современные технологии обучения ИЯ

  • Когнитивные (проектная деятельность, конференции, круглые столы, дискуссии).
  • Сотрудничающие (драматизация, ролевые игры, интерактивные беседы, совместное составление рассказов).
  • Контролирующие (тестирование, языковые портфели, конкурсы и олимпиады).
  • Мультимедийные (аудио-, видео-, компьютерные программы, Интернет-ресурсы).
  • Здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядка).

Подход к обучения ИЯ
 
В обучении ИЯ широко используется деятельностный подход.
Его основы были заложены в работах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я Гальперина, рассматривавших деятельность в качестве основы и движущей силы развития личности. В методике преподавания ИЯ деятельностный подход получил интерпретацию в рамках коммуникативно-деятельностного подхода к обучению (И.Л. Бим, И.А. Зимняя), а практическую реализацию — в рамках коммуникативного метода.

Средствами осуществления деятельностного подхода являются:

  • ролевые игры;
  • проблемные ситуации;
  • свободное (спонтанное) общение.
Коммуникативно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится учащийся, а система обучения предполагает учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности обучаемого.
Деятельностный характер обучения предполагает организацию занятий как учебной деятельности, направленной на постановку и решение учащимися конкретных учебных задач.
Объект обучения — речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо, перевод.
 

Принципы обучения ИЯ
 
Ведущий методический принцип обучения ИЯ — коммуникативный. Его использование означает организацию активной творческой деятельности учащихся: постоянное обращение к языку как средству общения, широкое использование коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям, отражающим интересы учащихся и т. д. Принцип коммуникативности лежит в основе коммуникативного метода обучения ИЯ.

Концепцию метода обосновал Е.И. Пассов. Особенность метода — попытка приблизить процесс обучения языку к процессу реальной коммуникации. Цель метода — овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции.
Принцип устного опережения предполагает устное введение и закрепление учебного материала, наличие речевой практики, протекающей в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций общения.
Принцип учета уровня владения языком предполагает организацию процесса обучения в соответствии с языковой подготовкой учащихся.

 
Формы обучения ИЯ
 
Непосредственное обучение реализуется в виде групповой (коллективной) либо индивидуальной формы.
Опосредованное обучение происходит без личного контакта учителя и учащихся, главным образом через письменную речь или средства, ее заменяющие. Формы обучения: самостоятельная индивидуальная работа учащихся, дистанционное обучение.

Основной формой обучения ИЯ является урок.
 

Существуют различные классификации уроков, но все они предусматривают занятия по овладению средствами языка и деятельностью общения.

Формы внеаудиторной работы: занятия в кружках, встречи с носителями языка, просмотр фильмов, театрализованные выступления, вечера, праздники и недели английского языка.

 
Контроль в обучении языку
Виды контроля

Предварительный контроль
позволяет установить исходный уровень владения языком.
Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения определенной части учебного материала.
Промежуточный контроль проводится по завершению темы и позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала.
Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате освоения значительного по объему материала (в конце семестра).

Формы контроля: индивидуальный, фронтальный, групповой, парный.

В качестве средств контроля используются: раздаточный материал, тесты, контроль в четырех видах речевой деятельности.

 
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
  • формирование мотивации изучения ИЯ;
  • возможность самореализации через ИЯ;
  • формирование коммуникативной компетенции, межкультурной и межэтнической коммуникации;
  • развитие личностных качеств;
  • формирование гражданской идентичности.
Метапредметные результаты:
  • развитие коммуникативной компетенции;
  • развитие исследовательских учебных действий (навыки работы с информацией);
  • развитие смыслового чтения.
  • Предметные результаты:
  • в коммуникативной сфере (речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции);
  • в познавательной сфере (приемы работы с текстом, индивидуальная и совместная проектная работа и т. д.);
  • в ценностно-ориентационной сфере (приобщение к ценностям мировой культуры через изучения ИЯ, достижение взаимопонимания при общении с носителями ИЯ и т. д.);
  • в эстетической сфере (рациональное планирование учебного труда, работа в соответствии с намеченным планом);
  • в физической сфере (стремление вести здоровый образ жизни).

Современные средства обучения ИЯ

  • Книгопечатная продукция (нормативная и методическая литература, УМК).
  • Экранно-звуковые пособия (аудио-, видеоматериалы, материалы к интерактивным электронным доскам).
  •  Демонстрационные печатные пособия (грамматические таблицы, карты, изображения символики, флагов, портретов, достопримечательностей).
  • Информационно-коммуникационные средства (электронные учебники, мультимедийные обучающие программы, компьютерные словари).