О стандарте второго поколения
(полезная информация для учителя)

 
  Стандарт первого поколения (2004 г.) Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения
  Двухкомпонентный состав:
обязательный минимум содержания;
требования к уроню подготовки выпускников 

Три группы требований («Три Т»):
требования к структуре основных

общеобразовательных программ;
требования к результатам освоения

основных общеобразовательных программ;
требования к условиям реализации

основных общеобразовательных программ

  Основная функция:
сохранение единства образовательного пространства

Новые функции:
формирование российской (гражданской) идентичности
гуманизация образования

(личностно ориентированное обучение)


   

 

Требования к структуре основных общеобразовательных программ
  • Основная общеобразовательная программа состоит из нескольких частей.
  • Пояснительная записка (характеристика целей образования для данной ступени общего образования).
  •  Базисный учебный план (БУП): инвариантная часть (состав учебных предметов и время,
  • отводимое на их изучение по классам и годам обучения) и вариативная часть (внеурочная деятельность). 
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования: система ведущих психолого-педагогических
  • идей и теорий + универсальные учебные действия (обобщенные способы действий, позволяющие
  • учащимся ориентироваться в различных предметных областях). 
  • Психолого-педагогические идеи
1. «Ядро» и «оболочки» школьных курсов (А.И. Маркушевич).
2. Выделение «объема знаний» по предмету (А.Н. Колмогоров).
3. Культурологический подход к формированию содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский).
4. Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.)
  • Примерные программы по отдельным учебным предметам («Иностранный язык»).
  • Программы формирования УУД (виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).
  • Рекомендации по оценке учебных достижений учащихся.
  • Программы воспитания и социализации.

 

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ
  • Личностные результаты (личностные качества, ценностные ориентации и др.)
  • Метапредметные (надпредметные) результаты (освоение универсальных способов деятельности, используемых в школе и в жизни).
  • Предметные результаты (ЗУНы, формируемые при изучении предмета, опыт творческой деятельности и др.).

 

Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
  • Образовательные результаты будут достигнуты в условиях информационно-образовательной среды, которую составляют:
  •  педагогические кадры;
  •  материально-техническое обеспечение;
  •  финансово-экономическое обеспечение;
  •  информационное обеспечение.
 (скачать   Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения  )