Здоровьесберегающие технологии в школьном образовании  (PPP)    

                                 

В последнее десятилетие мы всё чаще стали говорить о состоянии здоровья подрастающего поколения,   вызывающего  тревогу.  Современные школьники пребывают в постоянном напряжении,  им приходиться  поглощать и перерабатывать огромные объемы информации, они испытывают прессинг со стороны требовательных родителей и учителей. Все это ведет к росту тревожности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим здоровье школьника.

Таким образом, за годы учебы в школе дети не только приобретают знания, умения и навыки, но и целый ряд заболеваний, что отрицательно сказывается на здоровье нации в целом.

Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней, а не школой знаний.

Следовательно, школьным учителям  следует обращать особое внимание на формирование особой, щадящей среды на уроке, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.  Необходимо понять, что здоровьесберегающий аспект обязателен на каждом уроке  в каждом  классе. Создание  комфортно-щадящего  психологического микроклимата на  рабочем месте для всех  и для каждого индивидуально.

В своей статье «Нетрадиционные подходы к развивающей и оздоровительной организации современного урока»  я перечислила компоненты комплексной модели урока, способствующие решению задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень  здоровья учащихся:

n  положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);

n  самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);

n  гимнастика: пальчиковая  (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),  дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения);  

n   динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);

n  смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д.);

n  игровые моменты

n  подача материала наиболее доступным рациональным способом;

n  нестандартное размещение ученических рабочих мест в  классе;

n  чередование горизонтальных  и вертикальных рабочих плоскостей;

n  нетрадиционная система опроса;

n  музыкальное сопровождение;

n  групповой метод обучения.

Следует отметить, что вышеперечисленные компоненты могут гармонично вписаться в схему современного урока по любому предмету на любой ступени обучения.

На страничках, посвящённых элементам здоровьясбережения на уроках, я постараюсь предложить вашему вниманию материал, который можно использовать на уроках английского язака в школе. Надеюсь, что каждый найдёт для себя интересные и неожиданные решения. Удачи!