В последнее десятилетие мы всё чаще стали говорить о состоянии здоровья подрастающего поколения, вызывающего тревогу. Современные школьники пребывают в постоянном напряжении, им приходиться поглощать и перерабатывать огромные объемы информации, они испытывают прессинг со стороны требовательных родителей и учителей. Все это ведет к росту тревожности, эмоциональным срывам, апатии и депрессии, разрушающим здоровье школьника.
Таким образом, за годы учебы в школе дети не только приобретают знания, умения и навыки, но и целый ряд заболеваний, что отрицательно сказывается на здоровье нации в целом.
Очень не хочется, чтобы современную школу называли школой болезней, а не школой знаний.
Следовательно, школьным учителям следует обращать особое внимание на формирование особой, щадящей среды на уроке, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Необходимо понять, что здоровьесберегающий аспект обязателен на каждом уроке в каждом классе. Создание комфортно-щадящего психологического микроклимата на рабочем месте для всех и для каждого индивидуально.
В своей статье «Нетрадиционные подходы к развивающей и оздоровительной организации современного урока» я перечислила компоненты комплексной модели урока, способствующие решению задачи совмещения высокой продуктивности учебного процесса с педагогическими приёмами, которые позволяют сохранить и укрепить уровень здоровья учащихся:
n положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);
n самомассаж (улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение);
n гимнастика: пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения);
n динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
n смена видов деятельности (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д.);
n игровые моменты
n подача материала наиболее доступным рациональным способом;
n нестандартное размещение ученических рабочих мест в классе;
n чередование горизонтальных и вертикальных рабочих плоскостей;
n нетрадиционная система опроса;
n музыкальное сопровождение;
n групповой метод обучения.
Следует отметить, что вышеперечисленные компоненты могут гармонично вписаться в схему современного урока по любому предмету на любой ступени обучения.
На страничках, посвящённых элементам здоровьясбережения на уроках, я постараюсь предложить вашему вниманию материал, который можно использовать на уроках английского язака в школе. Надеюсь, что каждый найдёт для себя интересные и неожиданные решения. Удачи!